Среда, 19.12.2018, 14:21:00
Приветствую Вас Гость | RSS

   МАОУ «СОШ№1»

Меню сайта
Флешмоб
Наш опрос
Как вы оцениваете уровень обучения в МАОУ "СОШ № 1" ?
Всего ответов: 103
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Ахаева С.П.

Уроки Приложения Презентация

Родительские собрания
Методическая разработка.

Российская Федерация

Кемеровская область

Управление образования Администрация Топкинского муниципального  района

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

________________________________________________________________________________________________________________

                       652300, Кемеровская область, г. Топки, ул. Революции, 49, тел. 8(38454) 2-09-02 ,2-30-42.



Формирование орфографического действия и навыка правописания младших школьников

 

Методическая разработка

 

                                                                                            Автор-составитель:

                                                                                                                                Ахаева Светлана Павловна

                                                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                                                МБОУ  "СОШ №1" г. Топки



Данная работа содержит теоретический и практический материал по формированию орфографического действия и навыка правописания младших школьников.

Представляет собой опыт работы автора и может оказать помощь учителям начальных классов, интересующихся проблемами  формирования орфографической грамотности младших школьников.

 Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………..............................................................................…..........................…….4

 

2. Формирование орфографического действия и навыка правописания

младших школьников как психолого-педагогическая проблема…....................................................................................…….6

 

3. Методические приемы формирования орфографического навыка…..................................................................................17

 

4. Заключение………………………………………………………………........................................................................................................27

 

5. Список литературы……………………………………………… .....................................................................................................…..30

 

6. Приложения……………………………………………… ………........................................................................................................…..33

*****************************************************************************************************

                                       Введение

В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения, писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.

Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности»[5,с18]. Процесс овладения устной и письменной речью качественно различен. Если устная речь с самого начала используется человеком для коммуникации, то письменная речь должна пройти определенный путь технической подготовки, прежде чем стать средством общения.

На современном этапе развития науки и общества объем и скорость передачи информации постоянно возрастают, поэтому вопросы соблюдения нормативности письменной речи как важнейшего средства общения приобретают особое значение.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление грамотного письма у младших школьников. Для того, чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо хорошо представить себе те трудности, которые испытывают дети и порождающие их причины.

В учебной деятельности школьников письмо занимает значительное место, поэтому с вопросами орфографии, ее нормами учащиеся сталкиваются ежедневно с первого класса. К среднему звену навыки грамотного письма уже должны сложиться. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей они не формируются.

Проблема, связанная с формированием орфографической грамотности, была и остается одной из актуальных в методике преподавания русского языка. Круг этой проблемы стал обозначаться в конце 60-х начале 70-х годов в результате выяснения причин орфографической безграмотности учащихся.

Теоретические подходы к анализу педагогических проблем формирования орфографической грамотности младших школьников в процессе овладения письменной речью получили обоснование в работах отечественных педагогов: Н.Н. Алгазиной, обратившейся к вопросам формирования орфографических умений и навыков и предупреждения орфографических ошибок у учащихся; М. Т. Баранова, выделившего умения и навыки, которые формируются в школьном курсе русского языка, а также пути совершенствования работы над орфограммой; В.Ф. Ивановой, разработавшей методику правописания безударных гласных в начальной и средней школе; М. Р. Львова, заложившего основы обучения орфографии в начальной школе; Г.Н. Приступы, разработавшего систему орфографических упражнений. [4,15,24,33].

С точки зрения психологии данная тема была рассмотрена Д. Н. Богоявленским, который изучил психологические механизмы усвоения учащимися орфографических норм. [5].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемы формирования у младших школьников орфографической грамотности связаны с неспособностью учащихся анализировать письменную речь на семантическом уровне, исходить в решении задач правописания из значений морфем, слов, общего смысла высказывания, а также в отсутствии целенаправленной систематической работы по данной проблеме.

 Исходя из данной проблемы, можно установить, что в процессе обучения орфографии умение обучающихся обнаружить орфограмму не растет само по себе, а требует специально организованного обучения, без которого оно останется на низком уровне. Одна из причин низкой орфографической грамотности обучающихся кроется в методике обучения правописанию, в отсутствии продуманной системы эффективных приемов работы. Мы предложили, что использование эффективных методов и приемов работы по формированию орфографического действия и навыка правописания будет повышать грамотность обучающихся, стимулировать познавательную деятельность.

Формирование орфографического действия и навыка

правописания как психолого-педагогическая проблема.

При формировании орфографического навыка необходимо учитывать психологическую природу орфографического навыка.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. При этом надо учитывать, что слово автоматизированный «означает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации». Когда человек пишет письмо или книгу, он думает над содержанием того, о чем пишет, а не над орфографией каждого слова. Как говорят психологи, актуально сознается то, что находится в «светлой точке сознания». Создавая текст, мы начинаем сознавать орфографическую форму того или иного слова, когда затрудняемся его написать. При этом сознательно проконтролировать можно то, что первоначально формировалось как целенаправленные способы действий с данным материалом. Возможность проконтролировать как раз и отличает сознательно сформированные операции от операций, возникших путем «прилаживания» действий к определенным образцам.

Навыки формируются на базе умений, умения, в свою очередь, связаны с усвоением знаний и их применением на письме.[5, с.73]

Объем знаний по орфографии определен школьной программой по русскому языку. Кроме того, в программе указаны основные умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся того или иного класса.

Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:

-   высокий научный уровень преподавания орфографии;

-         связь  между  формированием  орфографических  навыков  и развитием речи;

-         знание орфографических правил;

-         знание   схемы   применения   правил   и  умение   производить орфографический разбор, способствующий применению правил;

-         упражнения,             отрабатывающие            умения            применять орфографические правила.

Важным условием формирования орфографических навыков является вариативность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений школьников в применении орфографических правил.

Наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы по орфографии.[1, с.77]

Формирование орфографических навыков - сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Существуют общие условия овладения орфографическими навыками. Среди них можно выделить такие, как повышение научного уровня преподавания орфографии, связь между формированием орфографических навыков и развитием речи и воспитание учащихся в ходе формирования орфографических навыков.

Повышение научного уровня преподавания орфографии включает в себя теоретическую (лингвистическую) основу орфографического действия, которую составляют знания' по фонетике, словообразованию, синтаксису.

Обучающиеся должны:

-различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, выделять шипящие согласные, устанавливать чередования гласных и согласных, определять ударение;

-уметь правильно выделять в слове основу и окончание, а в основе - приставку, корень, суффикс, подбирать однокоренные слова, определять способ образования слов, обнаруживать соединительные гласные о и е.

-различать части речи (самостоятельные и служебные) и верно определять грамматические признаки частей речи: род, число, падеж имен прилагательных; определять неопределенную форму глагола, наклонение, время, лицо, число, спряжение глагола; выделять причастие и деепричастие, действительные и страдательные причастия, причастия настоящего и прошедшего времени, причастия полные и краткие.

-устанавливать связь слов в предложении и отличать распространенные члены предложения от одиночных.

Только в том случае, если обучающиеся овладеют указанными выше знаниями, они смогут понять, осмыслить лингвистическую основу орфографических правил. А это обстоятельство является необходимым условием того, чтобы школьник могли пользоваться орфографическими правилами в практике своего письма.[12,с.62]

Теоретическую основу орфографических действий составляют также специальные знания по орфографии, касающиеся:

-обозначения звуков буквами;

-раздельного, слитного и дефисного написания;

-употребление прописных букв;

-переноса слов с одной строки на другую.

Умение обнаружить (опознать, определить) орфограмму необходимо в ходе применения всех орфографических правил, изучаемых в начальной школе. Такое умение называют орфографической зоркостью. В ходе изучения того или иного орфографического правила, учитель сообщает обучающимся опознавательный признак орфограммы и требует, чтобы они его запомнили.

В лингвистике различают пять основных разделов орфографии:

           1) передача буквами фонемного состава слов (морфем);

2)           слитное, раздельное и дефисное написание;

3)           употребление прописных и строчных букв;

4)           правила сокращения слов.[3, с.32]

В русском письме главным разделом, который определяет собой ве­дущий принцип орфографии, является первый: передача буквами фонем­ного состава слова (морфем). Именно к этому разделу относится большинство правил, изучаемых в младших классах, В настоящее время существуют две трактовки основного закона русской орфографии: морфологическая и фо­нематическая. Объединяет их то, что они обе фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав значимой части слова. Морфологический принцип не проникает за рамки морфемного уровня: он лишь констатирует, что каждая морфема сохраняет единое написа­ние, но не объясняет происхождение этого явления. Фонематический же принцип обосновывает единообразие буквенного образа каждой части сло­ва тем, что на письме передается не звуковой, а фонемный состав морфем.[2, с.22]

Связь между формированием орфографических навыков и раз­витием речи заключается в понимании того, что орфографический навык - это, прежде всего, речевой навык. Развивать речь обучающихся - это значит работать над произношением, значением морфем, слов и фразеологизмов, над морфологической структурой слов, над словосочетанием, предложением, связной речью. В ходе формирования языков связной речи попутно про­водится работа и по орфографии.

Когда говорится о работе над произношением, то прежде всего имеется в виду предупреждение и преодоление ошибок в постановке ударения в словах. Так, при изучении правописания безударных суффиксов –а, -о в на­речиях учитель обращает внимание обучающихся на правильную постановку ударения в таких, например, словах: досуха, наглухо, накрепко, наскоро и т.д.

Работа над значением морфем проводится с тем, чтобы учащиеся глубже осознавали сущность того или иного орфографического правила и

способ его применения. Например, при изучении правил правописания приставок пре- и при- рассматриваются слова с приставкой пре-, близкой по значению приставке пере- претерпеть (перетерпеть, перенести), прекратить (перестать), прервать (перервать) и т.д.

При изучении правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением, в поле зрения учеников должны попасть слова типа запевать -запивать, выжать- выжить и т.п.

При изучении орфографии систематически проводится работа над значением слов и фразеологизмов, что способствует формированию орфографических навыков и обогащению словаря обучающихся, например: тушь - туш; костный - косный, недостает - не достает и т.д.[4, с.52]

Работа над словосочетанием при изучении орфографии имеет свою специфику: обучающиеся по главному слову устанавливают зависимое, например, при изучении правил правописания безударных гласных е и и в падежных окончаниях существительных, безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных и причастий, -тся и -тъся в глаголах. В этом трудность для обучающихся, которая преодолевается только тренировочными упражнениями.[14, с.73]

Работа над предложением особенно уместна при изучении правописания окончаний, а также частиц и союзов, например, союзов - тоже, также, чтобы. Обучающиеся составляют собственные примеры, заменяют или вставляют отдельные слова в предложения, перестраивают различные синтаксические конструкции.

Работа над связной речью ведется, исходя из того, какие задачи ставятся по развитию речи. Работа по орфографии осуществляется попутно.

Прежде чем писать с учениками сочинение или изложение, надо подумать, с какой конкретно целью проводится эта работа, что она дает в отношении развития навыков связной речи. В ходе подготовки школьников к изложениям предупреждаются орфографические ошибки. Если, например, учитель решил написать с учениками изложение отрывка из рассказа

далее